Задача бухгалтерии — четкое соотношение деятельности компании с законами страны. Задача финансового менеджмента — повышение рыночной стоимости компании.
Ольга Пестрецова, директор консалтинговой компании «Центр бизнес-технологий «ТОТ» к.э.н., доцент, сертифицированный бизнес-тренер, консультант
Финансовый менеджмент прочно вошел в систему управления отечественными предприятиями. Но, к сожалению, многие компании не до конца понимают суть этой функции, внедряют финансовый менеджмент не в полной мере, вследствие чего он не настолько эффективен, насколько мог бы быть. Иначе говоря, один из наиболее действенных, удобных и прогрессивных механизмов обоснования важных управленческих решений и построения стратегии развития бизнеса не работает в полную силу и не приносит ему тех преимуществ, на которые он способен. Причины кроются в исторических особенностях экономики в целом и экономического образования в частности. Попробуем показать, на что в самом деле способен финансовый менеджмент.
Развитие финансового менеджмента в Украине началось с того, что всеми финансами на предприятии занималась одна, никак не конкретизированная служба. В поле ее ответственности входила в первую очередь правильная и своевременная уплата налогов, всему же остальному посвящалось оставшееся время. Однако условия меняются — и современные предприятия начинают сталкиваться с рядом проблем, связанных именно с отсутствием среди управленческих функций некоторых звеньев «продвинутого» финансового менеджмента. Речь идет об управленческом учете, бюджетировании, механизмах анализа реального жизненного цикла компании, инструментах прогнозирования будущих денежных потоков и движения денежных средств. Практически невозможно при указанных обстоятельствах выполнение и еще одной функции, давно уже ставшей приоритетной для Запада и совсем немаловажной для украинских компаний (хотя многие отечественные бизнесмены этого еще не осознают) — оценки стоимости бизнеса. Конкуренция растет с огромной скоростью — этот процесс давно уже вышел за пределы одной страны. Компании, желающие выжить в этих условиях, работают не только для получения прибыли. Повышение собственной рыночной стоимости путем роста доходности капитала является наиболее реальным показателем эффективности работы современного предприятия. Так вот, предоставить этот показатель может хорошо настроенная система финансового менеджмента. К сожалению, многие отечественные предприниматели пока мало отличают финансовый менеджмент от бухгалтерии. Именно поэтому часто должность финансового директора занимают бывшие главбухи. Рынок растет и настойчиво требует от бизнеса решения сложных управленческих задач. Предприятия, осознавшие необходимость расширения функций управления (в частности и в первую очередь — финансами) уже на правильном пути и заслуживают уважения. Впрочем, есть одно «но» — бухгалтерия не может и не должна выполнять указанные функции. Финансовый менеджмент занимается анализом прибыльности, учетом затрат, прогнозированием будущих финансовых результатов. Он же формирует стратегию и определяет финансовые потребности для ее осуществления. А бухгалтерия работает по строго определенной системе учета в соответствии с действующим законодательством. Работает с итогами за период, то есть с цифрами вчерашними и ничего общего с прогнозами не имеющими. Задача бухгалтерии — четкое соотношение деятельности компании с законами страны. Задача финансового менеджмента — повышение рыночной стоимости компании. То есть это абсолютно разные направления работы, смешивать которые не стоит хотя бы из чувства сострадания к человеку, занимающемуся бухгалтерией. Один специалист не может заниматься сразу двумя направлениями — это потребует не только дополнительного образования, но и огромного количества времени, энергии. Случаи эффективного соединения двух должностей в одном лице практике известны, но, к сожалению, их единицы. На самом деле, финансовый менеджмент в том виде, в каком он функционирует в западных компаниях, украинским компаниям пока не нужен. Экономика наша еще достаточно молодая и некоторые механизмы к нашему рынку пока не применимы. К примеру, инструменты работы с ценными бумагами на данном этапе используются только отделами корпоративных прав в банках, инвестиционными компаниями и предприятиями — эмитентами ценных бумаг. Фондового рынка же как такового у нас не существует, соответственно, этот элемент финансового менеджмента предприятиями пока не востребован. Впрочем, есть механизмы, которые могут сослужить современным компаниям хорошую службу. К сожалению, отечественный бизнес не располагает достаточной информацией о них, а специалисты — даже самые высококвалифицированные — чувствуют серьезный недостаток в навыках использования указанных инструментов. В частности, речь идет об управленческом учете, реальной оценке прибыльности компании, финансовом анализе. Итак, что же это за функции и чем они полезны предприятию? Управленческий учет Управленческий учет — механизм сбора и анализа всей информации, необходимой предприятию для оптимальной организации рабочего процесса, позволяющий менеджменту обосновывать принимаемые решения конкретными цифрами и реальными прогнозами. Система управленческого учета включает в себя всю цепочку работы с информацией: идентификация значимых данных, их измерение и передача пользователям внутри компании, причем именно тем пользователям, которым она необходима. Отличительная черта управленческого учета (в частности от системы бухгалтерских данных) состоит в том, что он работает с цифрами сегодняшними, вчерашними и завтрашними, то есть позволяет реально оценивать результативность прошлой деятельности предприятия, отображает картину эффективности сегодняшней работы и позволяет составлять прогнозы будущих денежных потоков. Помимо этого преимущество управленческого учета в том, что он не стандартизирован, каждое предприятие фактически самостоятельно создает его в соответствии со своими потребностями и спецификой своей деятельности. Основные выгоды, которые получает руководитель предприятия с отлаженной системой управленческого учета — это внутренняя управляемость затрат, возможность их классификации и вычисления точки безубыточности, т. е. информации о том, по какой цене и сколько продукции необходимо продать, чтобы выйти в «ноль». Финансовый анализ С теоретической точки зрения, финансовый анализ можно назвать основным элементом финансового менеджмента, поскольку наличие первого «по учебнику» обязательно предполагает наличие второго и наоборот. Расчет показателей ликвидности, оборачиваемости, рентабельности и платежеспособности однозначно является базисной задачей финансового менеджмента, но, к сожалению, многие отечественные предприятия упускают из внимания эти моменты до тех пор, пока получают прибыль. На самом деле, ликвидность, рентабельность и остальные показатели, прежде всего, дают объективную информацию о компании внешним участникам рынка: клиентам, банкам и инвесторам. Важно отметить, что речь не идет о конфиденциальной, коммерческой информации — эти данные абсолютно не нужно открывать рынку (читай — конкурентам). Но само по себе наличие просчитанных показателей позволяет предприятию говорить о соблюдении принципа прозрачности информации (в американской интерпретации — принцип 3T: tell the truth). Для чего предприятию нужна прозрачность финансовых показателей? Для привлечения внешних средств. Указанные показатели ничего не говорят ни потенциальным поглотителям компаний, ни, опять же, конкурентам. А вот клиентам, инвесторам и кредиторам — говорят о целесообразности вложения денег в ваш бизнес. Оценка реальной прибыльныости капитала Как оценить реальную прибыльность работы предприятия? Откуда владельцу бизнеса взять информацию о том, насколько правильно он вложил свои средства? Ведь сама по себе сумма полученной прибыли ничего не говорит о настоящем состоянии предприятия: миллион долларов для транснационального холдинга — катастрофически низкая сумма, в то время как мелкие предприятия даже не мечтают о таких числах... Для получения информации о реальной прибыльности дела необходимо указанную сумму с чем-то сравнивать. Наипростейший способ — со ставкой банковского процента по депозитам. Но этот инструмент более применим для собственника-инвестора, т. е. человека, не столько заинтересованного в развитии конкретного бизнеса, сколько в получении прибыли на вложенный капитал. Тому же предпринимателю, приоритетом для которого является развитие собственного дела, больше подойдут инструменты анализа прибыльности на основе показателей маржи, оборачиваемости активов, финансового рычага. Иными словами — тех факторов, коими оперирует финансовый менеджмент. Важность перечисленных инструментов очевидна. Они предоставляют предприятию набор неоценимо полезных преимуществ, позволяющих, в свою очередь, формировать эффективную конкурентную стратегию. Все инструменты находятся в зоне компетенции финансового менеджмента. Мало того, само их наличие возможно только в рамках эффективно и гибко работающей системы управления финансами. Именно в этой связи финансовые директора обычно входят в советы директоров западных компаний. А для владельцев бизнеса, не занимающихся управлением предприятием, финансовый директор — основное лицо, отвечающее за прибыльность их компании.